Телефон в Москве: +7 965 302-10-15 WhatsApp: Обмен Бизнес-планами Telegram: @andreyvedrus |
||||||
навыки   |
проекты |
СодержаниеСПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ РАЗДЕЛ 1. Введение 1. Основные понятия, используемые в концепции 2. Характеристика научно-технического, инновационного и инвестиционного потенциала Архангельской области 3. Определение основных целей и задач инновационного развития региона 4. Краткое описание создаваемого технопарка, цели, задачи и принципы функционирования 5. Учредители технопарка и управляющей компании, организационно-правовая структура технопарка 6. Организационно-функциональная структура технопарка, описание модели управления 7. Определение направлений деятельности технопарка 8. Социально-экономический эффект от создания и функционирования технопарка, определение технико-экономических показателей проекта и бюджетной эффективности проекта 9. Определение профиля потенциального якорного резидента, резидента, участника с включением перечня резидентов 10. Основные источники финансирования проекта, расчет инвестиционных сценариев развития технопарка 11. Механизмы дальнейшего развития технопарка 12. Механизмы реализации концепции® План действий по реализации концепции 13. Заключение. |
Создания технологического парка на территории Архангельской областиНастоящая концепция создания технологического парка на территории Архангельской области (далее также соответственно – концепция, технопарк) разработана на основе положений следующих документов стратегического планирования Российской Федерации и Архангельской области:
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из важнейших государственных задач является принятие мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства В частности, предполагается развитие инфраструктуры поддержки в рамках технопарков. При этом особое внимание уделяется необходимости радикального повышения эффективности существующих и создаваемых технопарков, так как данные институты развития в настоящее время являются ключевым элементом инфраструктуры современной инновационной экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Деятельность технопарков, как правило, повышает уровень конкурентоспособности территории на мировом рынке вследствие проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также последующего вывода на рынок высокотехнологичной продукции. Технопарк как объект инновационной инфраструктуры призван обеспечивать территориальную концентрацию финансовых, производственных и трудовых ресурсов для ускорения инновационного развития приоритетных отраслей экономики региона. В стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года указывается, что роль Архангельской области в экономике Российской Федерации заключается в первоочередном развитии следующих секторов экономики на территории региона: судостроение и судоремонт, приборостроение, лесопромышленный комплекс, секторы обеспечения добычи и переработки углеводородного сырья, добыча алмазов, химия и нефтехимия, агропромышленный комплекс (в первую очередь, производства картофеля и животноводства), рыбохозяйственный комплекс, строительство, туризм, экология® На территории Архангельской области планируется реализовать следующие крупные инфраструктурные проекты: строительство глубоководного района в северной части порта, строительство железной дороги «Белкомур», модернизация контейнерных терминалов на территории порта Архангельск, усиление распределительных функций и обеспечение выдачи мощности электростанций в отношении сетей напряжением 220 кВ, строительство электростанций и котельных на основе использования биомассы. Одним из механизмов реализации данных проектов, способствующих развитию экономики Архангельской области, может стать технопарк – «управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка1». Исходя из вышеизложенного, основным предназначением создаваемого на территории Архангельской области технопарка должно стать участие резидентов данного института развития в производственных цепочках приоритетных отраслей региона путем создания новых производств и генерирования новых технологий. Технопарк, создаваемый на территории Архангельской области, должен стать драйвером инновационного развития региона, важным фактором возрождения производственной инфраструктуры на территории Архангельской области, фактором повышения результативности научных разработок, повышения эффективности взаимодействия науки, государства и бизнеса, повышения спроса на инновации со стороны организаций региона. Также технопарк должен генерировать стимулы для населения Архангельской области в целях снижения миграционного оттока из региона. Основной задачей настоящей концепции является полноценное описание роли и места технопарка в экономике Архангельской области на период до 2025 года2, а также определение основных целей, задач и мероприятий по созданию и развитию технопарка на территории Архангельской области. Настоящая концепция разработана на период до 2025 года и подлежит актуализации один раз в два года на предмет соответствия основополагающим документам стратегического планирования и складывающейся социально-экономической ситуации. Архангельская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала, располагает необходимыми условиями для развития инновационной деятельности. В регионе имеются предпосылки активизации инновационных процессов, проявляющиеся в наращивании высокотехнологичного производственного потенциала, повышении эффективности работы инновационной инфраструктуры. Инновационная система Архангельской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции, поддерживающих инновационную деятельность. На сегодняшний день основными направлениями инновационно-технологического развития экономики области являются: машиностроение и приборостроение военно-промышленного комплекса, лесопереработка, биомедицинские технологии, энергоэффективность, охрана здоровья человека и окружающей среды, информационно-коммуникационные технологии. Основываясь на данных, полученных в результате составления Рейтинга инновационного развития регионов (далее – Рейтинг), который отличается своей комплексностью, открытостью методологии, регулярностью выпуска, а также соответствием международным статистическим стандартам, можно получить целостную картину состояния и развития инновационного и научно-технического потенциала Архангельской области. Учитывая то обстоятельство, что на формирование инновационного и научнотехнического потенциала оказывают влияние различные факторы, выраженные множеством показателей, использование субиндексов позволяет компенсировать большое число показателей и повысить информативность анализа® В этой связи использование следующих четырех индексов (субиндексов), а именно социально-экономических условий инновационной деятельности; научно-технического потенциала; инновационной деятельности; качества инновационной политики (субиндексы 1-го уровня), дает возможность комплексно оценить состояние и динамику развития инновационного и научно-технического потенциала Архангельской области: Динамика основных субиндексов, входящих в состав российского регионального инновационного индекса, показана на рисунке. В соответствии с общими параметрами системы инновационного развития Архангельской области, определенными в разделе 3 настоящей концепции, единый орган, ответственный за инновационное развитие малого и среднего предпринимательства на территории Архангельской области, будет осуществлять свою деятельность под брендом «технопарк» с функциями технопарка, центра кластерного развития, бизнес-инкубатора. С одной стороны, данная схема позволит проводить более точно направленную политику по стимулированию приоритетных инновационных отраслей экономики Архангельской области. С другой стороны, консолидация усилий в формате «одного окна» позволит организовать систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на системной основе. В этом контексте на территории региона будет функционировать единый институт развития, который может предложить различные варианты поддержки в зависимости от отрасли функционирования и уровня зрелости организации. Кроме того, концентрация усилий в рамках одной организации позволит сократить такие избыточные дополнительные расходы, как расходы на бухгалтерские услуги, кадровую службу, техническое обеспечение деятельности организации и иные вспомогательные и обеспечивающие функции® Основной отличительной особенностью создаваемого технопарка будет его создание под непосредственным контролем двух учредителей: Правительства Архангельской области и Северного (Арктического) федерального университета, что позволит повысить вероятность успешной реализации данного проекта. Данная модель подразумевает, что технопарк, как минимум на протяжении первых 10 лет его функционирования, будет находиться в государственной собственности, а управлением технопарка будет заниматься специализированная организация с государственным участием® При этом специализация технопарка должна быть в первую очередь направлена на производство инновационных товаров на серийной основе. Опыт иных регионов свидетельствует о целесообразности, по крайней мере в первые несколько лет, развития целого ряда отраслей в технопарке в целях преодоления риска незаполнения площадей® Технопарк на территории Архангельской области должен стать центром инновационных процессов в регионе, движущей силой существующих в настоящее время территориальных кластеров в регионе, а также вновь создаваемых кластеров. В целом, деятельность технопарка на территории Архангельской области должна базироваться на следующих принципах:
Деятельность технопарка, как создающегося института развития, должна быть направлена на увеличение темпов экономического роста Архангельской области. В этом контексте в качестве цели следует определить максимизацию выручки якорных резидентов, резидентов и участников технопарка, а, следовательно, и максимизацию налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по итогам деятельности якорных резидентов, резидентов и участников технопарка. Следует отметить, что данная цель соответствует целевым показателям, определенным федеральной нормативной правовой базой® При этом сама роль технопарка, как института развития, не подразумевает операционной прибыльности управляющей компании, а является фактором роста доходной части региональных и местных бюджетов, в том числе за счет которых и будет обеспечиваться строительство, развитие и содержание технопарка. Анализ достижения цели будет осуществляться на базе следующих показателей:
Технопарк на территории Архангельской области, как предполагается, будет создаваться и функционировать в тесном сотрудничестве с САФУ. В частности, как ожидается, для целей создания технопарка будет создано отдельное юридическое лицо, которое и станет управляющей компанией для технопарка® При этом сотрудничество органов власти и САФУ будет осуществляться на основе объединения имеющихся ресурсов всех заинтересованных сторон. В частности, предполагается, что со стороны САФУ будут использоваться следующие ресурсы: оборудование, имеющиеся в наличии здания и помещения, научная экспертиза. В то же время со стороны органов власти Архангельской области целесообразен вклад следующими ресурсами: земельные участки, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, направленные на подготовку соответствующих заявок на финансирование в федеральные органы исполнительной власти и продвижение проекта в целом. Работу по достижению поставленной цели с учетом сроков выделения земельного участка, строительства отдельных зданий, создания инфраструктуры, поиска якорных резидентов, резидентов и участников технопарка и иных затратных по времени процедур наиболее целесообразно проводить в разрезе отдельных этапов. Создание и развитие технопарка на территории Архангельской области, с учетом ее нынешнего уровня социально-экономического развития, будет, безусловно, небыстрым процессом. По причине того, что нынешний уровень развития инновационной экосистемы Архангельской области находится на достаточно невысоком уровне, следует спрогнозировать, что создание технопарка в качестве отдельного, территориально обособленного производственно-инновационного комплекса, растянется во времени на срок до 3-4 лет. Тем не менее, комплекс работ по данному направлению целесообразно начинать уже в настоящее время. Объекты, необходимые для функционирования технопарка, безусловно, будут различаться в зависимости от степени зрелости технопарка. Предполагается, что создание и развитие технопарка на территории Архангельской области будет состоять из трёх этапов зрелости, различающихся между собой различным набором целей, задач, мероприятий, различными объемами инвестиций и используемыми ресурсами. В частности, предполагаются следующие три этапа создания и развития технопарка на территории Архангельской области:
Расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта приведен в таблице. При этом следует отметить, что затраты на закупку оборудования в рамках данной концепции не отнесены к затратам, так как предполагается использование оборудования, имеющегося на балансе САФУ для целей функционирования технопарка хотя бы на первом этапе.
Соответственно базовым целям развития Архангельской области определены приоритетные направления деятельности технологического парка:
По итогам разработки финансовой модели будет наблюдаться следующий социально-экономический эффект от деятельности технопарка и его резидентов: |